А ЧЕМ МЫ ЦАРЕЙ ХУЖЕ
Как бы ни скрывали вы свою привязанность к поиску сокровищ, рано или поздно ваше увлечение станет явным и повлечет за собой едкие насмешки товарищей по работе. Успокойте себя тем, что смеются над вами люди, ничего не понимающие в значимости предпринятых вами шагов. Если бы они только знали, как относились в разное время к этому благородному делу облаченные властью люди, то не стали бы даже хныкать.
Так, в XVII веке поиск кладов для провинциальных воевод представлял случай выдвинуться и зарекомендовать себя сверхдолжным усердием. Прослышав о кладе, воевода лично всю инициативу брал в свои руки и просил для работы “государевых людей, с кем тое казну вынять на великого государя”.
Так что вас за ваше увлечение по службе должны продвигать, а не зубоскалить. Кроме того, зная, что кладоискательство на Руси всегда было занятием популярным, вы просто-напросто традицию эту сбережете и приумножите.
Не гнушались этого благородного увлечения и высочайшие особы. Кстати, им принадлежат оригинальные методики поиска кладов.
Иван Грозный, прослышав, что в стенах Новгородского Софийского собора схоронен клад, тут же выехал туда, нагрянул ночью и подверг пыткам всех, кто мог знать о кладе. Никто не сознался. Тогда он повелел рушить стену, и “просыпались великие сокровища: древние слитки в гривну, и в полтину, и в рубль”. И далее: насыпав клад в возы (!), царь отправил обоз в Москву. Эта методика безупречно срабатывает и сейчас.
Екатерина Алексеевна, сестра Петра I, как и положено женщине, придумала более утонченный поиск сокровищ. Она держала при себе баб-ворожей, коим наказывала видеть сны про клады. Проще говоря, дала установку. Если какой из баб это удавалось, то царевна отправляла ее на поиски этого клада. Неизвестно, каким был КПД вещих снов, но то, что Екатерина Алексеевна впервые на государственном уровне применила экстрасенсорику, — это бесспорно.
Как и все прочее, бум кладоискательства достиг апогея во времена Петра I. Любивший во всем порядок, он объявил, что все найденные клады — это собственность государства. Был ли по этому поводу бунт кладоискателей, неизвестно, но последовательница Петра I Екатерина II смягчила указ и сделала владельцами кладов тех, на чьей земле он найден. В 1917 году государственная власть решила поддержать Петра I и вернулась к его жестким принципам, одновременно, правда, изведя кладоискателей.
Но сколько бы мы ни приводили примеров отношения государей к кладам, поиск сокровищ остается делом сугубо народным. А значит, нашим.
Какой государь наберется терпения выполнить все те ритуалы и обязательства, кои требуются от истинного кладоискателя?
В народе говорили, что у всякого кладоискателя и свой определенный небесными силами погожий денек.
Существовало поверье, что заклятые клады трижды в год переходят с места на место и “очищаются” на Новый год, Пасху и Ивана Купалу.
Бывалые люди утверждают, что только под Новый год могли вспыхнуть разом все деньги, спрятанные в земле. Горели они, как правило, синим пламенем. Заметка для начинающих кладоискателей: в нашей области в местах захоронения кладов преобладает синий фон, так что горящие деньги вы можете и не заметить. Смотрите внимательно. Заметите — копайте. Как будете копать землю, когда кругом снег и земля, что камень? А вы вспомните, в какое время раньше отмечали Новый год. Так что придерживайтесь совсем старого стиля.
У пасхальной ночи свои сюрпризы. В субботу с наступлением темноты надо отправляться за околицу искать клады. И сигнал — огоньки. Кладоискателям надо взять крест, херувимский ладан, страстную свечку и знать при этом воскресную молитву. Только упаси вас Бог произносить браные слова во время поисков.
Не нашли клад в пасхальную ночь — не отчаивайтесь. У вас есть шанс отыскать его в мае, в день святого Симона Зилота. Запомните, это он помогает кладоискателям в их предприятии.
Особое рвение проявите в ночь на Ивана Купалу — в июне. Опытные люди советовали искать чистые клады перед рассветом, а нечистые — с вечера. ИЩИТЕ И ОБРЯЩЕТЕ
Ну а теперь мы подошли к самому сокровенному: где искать клады? Раньше с адресочками было проще. Существовали так называемые “кладовые записи”. В них подробно описывалось то место, где были зарыты сокровища.
“...От сеней избы на полдень мар четвероугольный. В нем собраны ратовищи от рогатин. В огороде на реке Алатырь... в конце средней гряды выход. В том выходе четыре осьмины золота, да хомуты и ружье, и посуда серебряная, и образа жемчужные... На той гряде по конец стоит сосна, у той сосны куб на северную сторону, а приметы той сосны: в нее врезано распятие и образ Богоматери”.
Подобные “записи” продавались на нижегородских базарах в большом количестве. Покупай — и копай. Не нашел клад, значит, что-то недопонял — пеняй на себя.
Торговцы “записями” неплохо зарабатывали. Так ведь и поделом, вы им копеечки, а они вам такие возможности разбогатеть.
Увы, сейчас таких возможностей нет. Вот и мечутся кладоискатели в поисках хоть небольшого следочка, который бы вывел их на сокровища.
Так и быть. Мы щедрые. Скажем.
Вот видите фотографию? Эту гору мы сняли на Ветлуге у села Троицкого. Зовется она Бабьей. Знаменитое место. Легендарное.
Это сейчас Ветлуга метнулась от горы, а когда-то она ее подмывала, и гора высилась утесом. С нее далеко окрест все было видно. Эту гору когда-то облюбовали разбойнички. Легенда говорит, что было их двенадцать, а верховодила ими атаманша Степанида.
Долго терзали разбойники торговый люд, плывший по реке. Никаких сил не было с ними справиться. Они с горы все видели и уходили, коль опасность рядом была.
Награбили разбойнички знатно. Все сокровища они в горе, в тайниках прятали.
Однажды ссора меж ними вышла. Награбленное не поделили, что ли, только в схватке атаманша убита была. Разбойники, что могли, с собой прихватили и скрылись. Да говорят, что сокровищ они несметно здесь оставили. Так что вот вам и клад.
Легенда давняя. Клады Степанидовы, конечно же, искали, но не нашли. Попробуйте вы разгадать, где же разбойники их хоронили.
Этот адресок — вам, а у нас свой есть. Зимой зря мы времени не теряли, в старых газетах, журналах и книгах рылись. Вот там и вычитали о монастырском кладе.
А приключилось вот что. При ремонте монастырской стены “был усмотрен в нижней части башни свод с отверстием и каменной лестницей”.
Движимый любопытством настоятель монастыря с большим трудом открыл дверь и спустился в тайник с фонарем.
Братия с нетерпением ждала выхода настоятеля. Как писано, “настоятель возвратился с бледным и искаженным от страха лицом”.
На вопрос братии ответил: “Прошу братик не спрашивайте, что я видел, и не думайте проникать туда”.
После этих слов он бросил ключи от запертого подземелья в монастырский пруд.
Монастырь этот до сих пор пребывает в развалинах. Уцелела часть той стены, под которой возможно нахождение клада.
Сами понимаете, сказать, что это за монастырь, мы вам не можем. Адрес наш. К тому же кладоискатели народ суеверный. Вы думаете, им доставляют радость находки? Ничуть. И хоть рождают они смутное видение перемен: вроде бы богатство привалило, но человек устроен так, что ко всему дармовому и давшемуся легко в руки относится с опаской — как придет, так и уйдет. Да мало этого, еще прихватит с собой здоровье, а то и жизнь.
Запомните основное правило искателя сокровищ: клад нельзя ставить целью жизни.
Один известный (в своем кругу) кладоискатель как-то сказал: чтобы пришла удача, необходимо... невезение.
Это вы скоро поймете — лишь отправитесь в поиски кладов.
Так что неудач вам... и нам!