Добавлено: 08.03.2010 18:15 Заголовок сообщения: Байкал
Байкал. Крупнейшее пресноводное озеро, называемое морем, гордость и национальное достояние России. Великая Красота. Когда Байкал увидишь своими глазами, понимаешь, что это действительно так. Описать Красоту невозможно, её надо видеть, и поэтому напишу только краткий отчёт о поездке на Байкал в августе 2009 г.
Карты Байкала см, например:http://tourclub.perm.ru/arhiv.php?cmd=7®ion=10&s_id=119 (Там,например, на листах 30,31 и 32 показаны карты Ольхона, а на листе 21 можно видеть подробную карту описанного ниже Чивыркуйского залива).
На остров Ольхон из Иркутска дорога теперь сделана весьма приличная, только около 70 км перед паромом через пролив Ольхонские ворота не доделана, осталась гравийка, остальное - асфальт. От Иркутска до парома езды около 4 - 5 часов. Машин много, особенно много скапливается около парома. Сам паром ходит примерно раз в полчаса-час и работает примерно до 20-21 часа. Для людей паром бесплатный. Ввиду больших очередей машин на паром организация перевозки людей такова. На одной машине людей привозят до парома, люди переправляются на пароме, а другая машина везёт от парома.
Остров Ольхон. Главный и единственный большой населённый пункт – пос. Хужир. От парома до Хужира примерно час по неплохой гравийке. Теперь через пролив Ольхонские ворота по дну под водой на остров Ольхон проведена линия электропередачи. Централизованных водоснабжения и канализации нет. Больницы нет. Есть магазины, есть кафе, есть турбазы в большом количестве. Дороги (бездорожье) по острову истинно российские, проходимы часто только на автомобилях с двойным приводом и абсолютно надёжными тормозами. Однако, по этим дорогам надо проехать, чтобы посмотреть природу Ольхона. Турбазы организуют поездки по Ольхону из Хужира , в основном две – одна на Юг с заездом на оз. Шара-Нур, и другая на Север через Харанцы и Песчаную до мыса Хобой. Для любования природой окружающей Ольхон рекомендую иметь с собой бинокль. Купался в Байкале несколько раз, хотя вода очень холодная (градусов 12). Вода чистая прозрачная, такой нет больше нигде. Байкальскую воду можно пить прямо из озера, что всё местное население и делает.
Переход от Ольхона до Чивыркуйского залива на катере почти полностью занимает ходовой день. Да ещё и штормы бывают, катер выдерживает волну не более 2 - 3 метров, при большей волне - не идёт.
Жили в бухте Змеиная (иногда называют Змеевая бухта) на плавучей гостинице-барже Экотур. Баржа причалена к берегу, на берегу есть палаточное кафе и три юрты. Главной достопримечательностью бухты Змеиная являются горячие источники с сероводородом. Источников всего 3 , но реально доступны 2, к третьему подход практически невозможен, очень крутой спуск. В одном из двух температура не очень высокая, а другой – горячий, примерно 40-45 градусов. Сначала я купался в Байкале, а потом сразу в горячий источник. Напротив источников на другой стороне бухты располагается знаменитый песчаный пляж с впадающей в Байкал рекой Крестовская. Там прямо на берегу озера Байкал полно туристического народу живёт в палатках. Народ живёт подолгу с полным запасом продуктов, за хлебом ходят по тропе в посёлок Курбулик. На песчаный пляж мы ходили пешком вокруг бухты Змеиная (примерно 5 – 6 км по тропинке). Отмечу, что от бухты Змеиной до песчаного пляжа около реки Крестовская, до пос. Курбулик, и далее до пос. Монахово идёт меченая тропа - участок Большой Байкальской Тропы (ББТ). На карте пос. Монахово расположен ниже Катуни, в Монахово имеется достаточно большой причал. Тропа мечена красными кружками на деревьях. Другой дороги по суху здесь нет. Кстати, в сторону Онкогонской бухты меченой тропы нет, да и ходить там самостоятельно, без ружья и собаки, говорят, опасно, так как водятся медведи.
На катере из бухты Змеиной совершили продолжительное плавание вокруг островов: Голый (Малый Кылтыгей), на острове расположены птичьи базары серебристых и сизых чаек, Лохматый (Большой Кылтыгей), Ушканьи, Белый камень, Бакланий. На острове Белый Камень огромный птичий базар бакланов. В Онкогонской бухте обошли на катере остров Святой Елены. На острова высадка запрещена, так как это территория заповедная. На Большом Ушканьем острове расположена постоянно действующая метеостанция и находится кордон национального парка, раз в две недели туда летает специальный вертолёт и привозит почту и всё необходимое. На Ушканьих островах обитает нерпа, и туда с разрешения руководства заповедника с подплывших катеров за плату высаживают туристов на остров Большой Ушканий, но когда мы были там, было волнение и нерпы на лежбище не было, ушла на глубину, и мы на остров Большой Ушканий не высаживались.
В бухте Змеиная на базе Экотур живут в основном те туристы, кто любит рыбную ловлю, они переправляются на противоположный берег Чивыркуйского залива на взятых на базе напрокат моторных лодках в бухту Крутая, или ещё лучше в соседнюю с Крутой бухту Крохалиная и там ловят рыбу. Для рыбаков место замечательное (окунь, омуль и т. д.). Мы туда не ходили и рыбной ловлей не занимались, но рыбу, которую коптили прямо на берегу Байкала, ели, очень вкусная.
Обратный путь наш проходил довольно оригинально. Путь обратно к Ольхону через большой Байкал по воде в день нашего отбытия был закрыт штормом. И катером нас из бухты Змеиная примерно за полтора часа перебросили по Чивыркуйскому заливу (здесь шторм не чувствуется так как это залив) мимо мыса Курбулик и мыса Покойники, мимо посёлка Курбулик к посёлку Монахово, от которого уже есть автодорога, точнее то, что называется автодорогой. А далее - на автомобили УАЗ или Истана и вперёд до Иркутска вокруг всего восточно-южного побережья Байкала около 700 км. Сначала по перешейку от полуострова Святой Нос на материковую территорию в пос. Усть-Баргузин. Вокруг: Баргузинский залив, песчаные пляжи, на этом перешейке любят отдыхать местные на автомобилях с палаткой. Назвать перешеек дорогой можно только во сне. Но другой нет. Это некий талантливый проезд местных водителей мимо глубоких ям и колдобин. Дорогу на перешейке , кстати, зимой в шторма заливает, и вокруг валяются выкорчеванные штормами деревья. И так мы проехали часика полтора по этой дороге до парома в Усть-Баргузине с такой весёлой тряской, что мало не покажется. Паром в Усть-Баргузине через реку Баргузин заслуживает отдельного описания. Я такого никогда раньше не видел. Это сооружение берёт несколько машин и представляет собой плавучую платформу-паром, к которому привязан довольно длинный трос. За трос паром тянет водомётный катерок. Катерок причаливает паром так. Он на развороте как бы проезжает мимо берега, а паром боковой стороной по инерции прибивается к берегу. Затем катерок, ослабив трос, обегает паром и упирается в него носом со стороны, противоположной берегу, и прижимает тем самым паром к берегу, чтобы не уплыл. Идёт погрузка, а катерок под мотором держит носом паром. Затем катерок отходит от парома, трос натягивается и за него катерок тянет паром на другой берег. Там происходит то же действо. Паром, для людей также бесплатно, работает примерно до 21 часа 30 мин. Схема переправки людей и вещей через паром двумя разными непереезжающими реку машинами такая же как уже было описано. В Усть-Баргузине около переправы есть замечательная достопримечательность с названием Позная. Это кафе, где мы ели вкусные позы, бурятское блюдо по-бурятски называемое бууза, типа рубленое мясо в тесте, завёрнутое в специальную тестяную форму, отваренное в воде, как бы большие манты или пельмени.
После парома дорога идёт вдоль берега Байкала. Максимиха, Турка, Гремячинск, Турунтаево по трассе Р-438. Сейчас эта дорога ремонтируется. Идут строительные работы. Они идут уже много лет. Многое уже сделано. Но есть участки где 15 км подряд надо ехать на первой передаче. Есть ещё паром через реку Селенга в Татаурово, но он работает до 21 часа, мы на него не успели и пришлось ехать до Улан-Удэ, до моста через реку Селенга. Далее переехали на трассу М-55. По этой трассе едем мимо Селенгинска и далее едем по ней вдоль берега Байкала. Далее по трассе М-55 проехали мимо Байкальска, где расположен Целлюлозно-Бумажный комбинат, запах там от него противный даже на автодороге. Это, несмотря на то, что тогда, в августе 2009 г. комбинат не работал, был закрыт по экологическим соображениям. Как можно было опять разрешать его работу, дав на это специальное разрешение правительства России в январе 2010 года, мне не понятно. Дорога, надо сказать, красивая. Около Слюдянки видны красивые белые от мрамора горы. После Култука дорога от берега Байкала отворачивает, но с дороги открываются великолепные виды на озеро и горы. Далее дорога серпантином поднимается и идёт до Иркутска. Через 15 часов после выезда из пос. Монахово, ехали практически без остановок, были в аэропорту Иркутска. После этого замечательного насыщенного путешествия перелёт до аэропорта Шереметьево и приезд из аэропорта в Москву показались просто незаметными.
Телефонная связь. В пос. Хужир - работают все операторы: Билайн, МТС и Мегафон. Бухта Змеиная – связи нет. Пос. Курбулик (Покойники) и пос. Монахово, пос. Усть-Баргузин – только Мегафон.
Вопросы безопасности. Одежда должна быть как на жаркую погоду, так и на прохладную, даже летом, так как погода резко переменчива. Солнце очень активно, головной убор и одежда, довольно плотная (дуют ветры), обязательны, непокрытому можно очень быстро обгореть. Дополнительно можно взять солнцезащитный крем. Шерстяная шапочка, свитер и плотная куртка необходимы, особенно на катере. Места эндемичные по клещевому энцефалиту, прививки нами были сделаны, но встреч с клещами к нашему счастью у нас не было. Благо было начало августа, а в августе клещи уже не активны.
О местном транспорте. Есть один рейсовый автобус Иркутск-Хужир, отправляется утром в 08:10. Из Хужира обратный автобус также отправляется в 8 час. утра. (Рейсовый транспорт перевозится паромом в первую очередь). Время в пути около 8 часов. Есть один рейсовый автобус Улан-Удэ - Усть-Баргузин, тоже отправляется утром по разным данным либо в 7.30 либо в 8.10, время в пути около 6 часов. Обратный автобус из Усть-Баргузина также отправляется утром. Есть летом (июль-август) один раз в неделю катер на воздушной подушке типа "Баргузин" по маршруту Иркутск - Усть-Баргузин, отправление из Иркутска от пристани в микрорайоне «Солнечный» по понедельникам в 09:15 , отправление из Усть-Баргузина по вторникам в 09:15. Катер заходит на Ольхон:в МРС (посёлок перед паромом на Ольхон) в 16:30,в Хужире в 17:00, в Усть-Баргузине в 21:00. И также только в июле-августе два раза в неделю ходит теплоход "Комета" по маршруту Иркутск-Нижнеангарск, с заходом на Ольхон (прибытие на Ольхон в 14:00), отправление из Иркутска по вторникам и пятницам в 08:50 (микрорайон «Солнечный»), из Нижнеангарска по средам и субботам. "Комета" в Усть-Баргузин не заходит. Время реального прибытия судов зависит от погоды, расписание может изменяться, так, что надо всё подробно уточнять.
Мы ездили в организованный тур, ввиду трудностей с местным транспортом это оказалось целесообразным. Недостаток один - авиаперелёт и тур стоят дорого, но увидеть Байкал - того стоит.
Начиная этим сообщением очень интересную и огромную тему по Байкалу, выражаю надежду на то, что многие присоединятся к ней и будут пополнять её своими мнениями и впечатлениями. Уважаемый
bor1 в Кают-компании ранее уже дал в теме Иркутск очень интересное описание своего посещения Иркутска, КБЖД и подъёма к пику Черского, и описал Домовую церковь в Листвянке в теме Домовая церковь в Листвянке.
В августе 2010 года снова был на Байкале. Добавлю информацию.
В Листвянке посетили лимнологический музей. В музее видели живых рыб: хариус, омуль, сиг. Нерпы живые в аквариуме - 2 шт.
Также погружение как бы в батискафе на 1634 м. Имитируется погружение в батискафе и показываются подлинные подводные съёмки.
В Порте Байкал смотрели музей ж.д. в виде паровоза.
В здании вокзала в Порте Байкал экспозиция и рассказ про КБЖД, про ледокол в который входил поезд и про санный путь по льду и про прокладку ж.д. по льду в военную зиму 1904 г. Там же большие ручные железные пилы для вырезания льда. По КБЖД переехали в г. Слюдянка. Во время переезда: красивые скалы, туннели, водовод-водослив. Туннель Половинный. Колея на КБЖД, как и везде в России, всегда была 1520 мм. Раньше было две колеи на КБЖД, но вагоны были уже, чем сегодняшние, вторая колея была разобрана за ненадобностью в годы социализма, а теперь оставлена одна колея.
Проезжали научную станцию по изучению нейтринного излучения: приборы на дне озера, к берегу идут провода в лабораторию. Это называется байкальский нейтринный телескоп НТ-200. Расположена лаборатория в долине р. Ивановки, 106-й км КБЖД, мы её видели из поезда. Детектор мюонов, образующихся при ударах нейтрино с веществом – водой (протонами в молекулах воды), расположен на расстоянии 3.6 км от берега и погружен на глубину 1.1км. Мюоны вызывают черенковское свечение и это свечение фиксируется фотодетекторами, погружёнными в Байкал на глубину 1.1 км.
Была остановка в пос. Половииный, отдых на берегу Байкала около 3 часов. Там тоже есть паровоз как музейный экспонат.
Там же старый ж.д.мост, и довольно большой посёлок. В посёлке кормят туристов, мы там погуляли. Около посёлка выход на берег Байкала, там желающие купались, хотя вода холодная и камни, по которым осуществляется сход, очень скользкие.
Прибытие в Слюдянку в 19.30. Поезд уходит дальше на Иркутск, а мы вышли.
Сразу осмотрели ж.д. вокзал, он целиком изготовлен из мраморных блоков, но ничего красивого при этом не обнаружено, вид не белый, а серый.
В Слюдянке смотрели Музей частный минералогический Самоцвет Байкала - очень интересный. Сайты музея http://www.museum.ru/M2503 http://www.baikalgem.ru/ (Фотографий минералов на сайтах нет).
Экскурсию вела жена основателя музея Жигалова - Любовь Михайловна. Представлены минералы Байкала, Урала, Казахстана, Африки. Зелёный гранат. Срезы алмазной пилой ( их даже шлифовать не надо). Минералов много (всего в музее 10250 экспонатов) и они очень красивые. Есть друзы драгоценных камней, изделия и т.д. Этот музей вполне может тягаться с минералогическими музеями мира по разнообразию и насыщенности коллекции. При музее имеется магазин, где можно купить камни, изделия из камней, картины из камней и т. д.
Переезд на автомобиле в Аршан , в дороге от Слюдянки до Аршана провели около 2 часов. Дорога сама по себе красивая. Вокруг горы. Высота Аршана над уровнем моря 893 м.
От гостиницы до источников надо идти вверх по дороге примерно минут 40. Всё и расположено вдоль этой дороги под названием ул. Трактовая – магазины, сувенирные магазинчики, автостанция, почта. От ж.д. вокзала Иркутска до Аршана микроавтобусы летом 8.00,9.30,11.00,13.00,15.00,18.00, зимой 9.30,13.00,18.00. От Аршана до Иркутска 8.00, 13.00 .... Цена в августе 2010 г. 310 р. Отправление в Иркутске от бистро, расположенного около ж.д. вокзала вблизи трамвайного кольца между улицами Челнокова и Профсоюзная. Справки в Иркутске по иркутским телефонам 8(3952)72-02-26, касса 8(3952)95-30-84. Телефоны не проверял, но автобусы ходят. Время в пути от Иркутска до Аршана 5 часов.
Находясь в Аршане, три дня были в экскурсиях.
Первый : Водопад и Дацан. Горная речка Кынгарга (Барабан) красива и хорош водопад.
Второй эксурсионный день: Тункинская долина. Нилова Пустынь. Деревня Монды.
Тункинская долина длина 150 и ширина 50 км расположена между Хамар -Дабаном и Саянами. 220 источников. Районный центр пос. Кырен.
Экскурсия нашего второго дня называется "Белый Иркут" в место слияния рек Белый Иркут и Иркут. Замечательные виды гольцов Восточных Саян. На некоторых гольцах на 2500м был снег. Видна самая высокая гора Восточных Саян гора Мунку-Сардык, высота 3491м.
Водопад Тэмэлик небольшой, но красивый.
По дороге осмотрели бурятское священное место - обо - с названием Тамхи Баряаша, красивое место около дороги.
Бурхан-Баабай – древнейшая (кстати, деревянная) ступа, место поклонения всех тункинских бурят. Раздают священный песок (вместо священной воды у нас православных). Узнали многое про буддизм. Дацан- место ламы и обучения. Обряда типа венчания или крещения в буддизме нет, надо только советоваться с ламой. Отпевают в буддизме только душу, тело никого не интересует, тело умершего просто привязывалось к коню. Языческое шаманское верование в Бурятии тоже сильно. Бурхан – главный дух - ни добрый и ни злой.
В священных местах набросано много мелких денег , конфет и других мелких предметов.
В Ниловой Пустыни речка Большая вода, приток Иркута, очень красивая горная с камнями и порогами. Современный пансионат Энергетик, управляется фирмой Гранд Байкал. Радоновые ванны все принимают в отдельно стоящем здании водолечебницы. Радоновые ванны ввиду их возможного сильного воздействия просто так принимать не разрешается, на их приём обязательно нужно направление от врача.
Третий день. Жемчужная или Новый Жемчуг (ванны) курортный поселок около пос. Жемчуг. Здесь мы принимали ванну метановую из скважины Р-1, температура 37 градусов, 15 минут, как в обычной ванне. Вода коричневато-жёлтая. Цена 150 р. за одну ванну.
Есть и душ с метановой водой, стоимость 100 р.
Есть бассейн с углекислой водой из другой скважины, кажется Р-2, вода горячая 50 градусов, разбрызгивается. Цена тоже 100 р. Народу везде полно.
Заметим, что в бухте Змеиная в Чивыркуйском заливе вода с сероводородом.
Затем в третий день во второй половине дня поехали на потухшие вулканы. Там при социализме был карьер по добыче материала для изготовления кирпичей. Остался срез. Видны чёрные вулканические породы и сверху плодородный слой 1-1,5 м. Вулканы потухли миллионы лет назад. За это время вулканы (их тут три) обросли деревьями. Место равнинное,красивое.
Ещё про экскурсии в Аршане. Их предлагается немало. Восхождение на пик Любви (2412 м) через карьер за сан. Аршан в гору, требуется хорошая обувь, крепкие молодые люди доходят, как они говорят, на пик Любви за 4 часа. Пешая экскурсия к Серебряному озеру требует опыта и экипировки, продолжается 1-2 дня. Эти экскурсии уже не для нас.
Кроме посещённых нами и описанных выше трёх автомобильных экскурсий: на Белый Иркут, стоит 700 р., продолжается целый день; в Жемчуг, стоит примерно 350 р., продолжается полдня и на Вулканы, стоит примерно 250 р. с человека, продолжается три часа, имеется ещё экскурсия в Бадары, к сибирскому солнечному радиотелескопу Квазар, стоит 450 р., продолжительность 3,5 часа , 45 км от Аршана. Там, как говорят, кроме большой тарелки радиотелескопа, смотреть нечего, мы туда не ездили.
В четвертый день: мы гуляли по Аршану, зашли в санаторий Саяны курорта Аршан.Ещё раз сходили в Дацан. В Дацане обстановка интересная – есть место – кресло – для старшего ламы, места - тахты – для лам. Везде барабаны разных размеров как большие деревянные, так и маленькие металлические.
В санатории Аршан курорта Аршан, это так называемый старый Аршан, были в музейчике этого курорта, одни картинки и ничего интересного. Стоимость жилья в сан. Аршан 2100 - 2600 р. в сутки с питанием. Лечение (ванны, душ, массаж) проводится в отдельном корпусе около источников и за отдельную плату. Туда все из всех здравниц и ходят на процедуры.
Источники минеральной воды разных температур: 14-20, 25-30, 32-34, и есть вода до 45 градусов Цельсия. Как пишут в литературе это углекисло-сульфатно-магниевые слабожелезистые воды, по составу схожие с кисловодским нарзаном. Около источников на табличках написана только температура, а указаний о том, сколько и от чего пить нет. Я выпил полстакана холодной воды, она самая приличная, а теплая невкусная совсем. Надо признать, что в этой воде ничего интересного я не обнаружил, однако народ очень активно воду потреблял и был доволен. Ванны в корпусе водолечебницы из этой же воды. В Аршане есть рынок, так называемый монгольский, товары в основном китайские и монгольские. Есть местные травы.
Информация по Иркутску. Художественный музей – лучшая его картина – картина И.Е. Репина Нищая (девочка-рыбачка),1874. Так написано на картине в музее. Иногда в описании этой картины искусствоведы добавляют в скобках слово Вель, оно означает, что картина была написана в городе Вель, Франция. Картина была приобретена В.П. Сукачёвым, другом П.М. Третьякова, губернатором Иркутска, коллекционером.
Посмотрели памятник Александру III, ул. Ангарская, 14, восстановленный 3.10.2003, набережную Ангары. Около памятника расположен Краеведческий музей в довольно красивом здании.
Посмотрели Дом Европы, это резное крыльцо, резной балкон и красивые ставни, это бывшая усадьба купцов Шастиных, восстановлена по программе ТАСИС в 1997-1998 гг, сейчас здесь муниципальное учреждение по сотрудничеству с Европой. Осмотреть можно только снаружи, внутрь не пускают. Фото http://www.angara.net/photo/pict/1128?album=206
Затем нами была осмотрена снаружи недавно открытая для показа восстановленная усадьба В.П. Сукачёва, около усадьбы памятник – танк времён Великой Отечетвенной войны.
Посмотрел Знаменский монастырь и расположенный рядом памятник Александру Колчаку, установленный 7 ноября 2007 г., скульптор современный - В.М. Клыков.
В монастыре монастырской территории практически нет, фактически это один храм, хотя есть несколько монахинь.
Примечательно в монастыре устройство управления колоколом. В потолке сделана дыра, в дыре проложена труба. По трубе идёт толстая верёвка, за которую дёргает в нужное время монахиня, наблюдающая за ходом службы.
Посмотрел также Церковь во имя Казанской иконы Божьей матери, ул. Баррикады, 33, вид довольно лубочный.
В заключение про Шумак, это очень интересное место, но туда добраться сложно, мы там не были. Но опишу, вдруг кто-то доберётся туда. Высота над уровнем моря 1558 м. Там много целебных источников. Есть минеральные, есть радоновые. Самое ценное в водах Шумака - это радон, содержание его в главном аршане (источнике), над которым построен домик (температура воды чуть выше 30 градусов), имеет повышенную радиоактивность - до 350 эман (Е) (Эти цифры приведены на сайте http://www.shumak.ru).
Для сравнения: знаменитая Нилова Пустынь имеет воду с радиоактивностью до 80-90 Е.
Заметим, что Эман (или сокращённо Е) - внесистемная единица концентрации радиоактивных веществ. 1 Е равен концентрации радиоактивного вещества, имеющего активность 10-10 (десять в минус десятой степени) Кюри на 1 литр раствора.
На Шумак есть только пешие пути, есть три пеших пути, все сложные. Первый путь от Аршана через Аршанский перевал (сам перевал Аршанский 1954 м, категория 1А, но в дороге есть и другие некатегорийные перевалы высотой до 2200 м), путь очень длинный- около 100 км, около 5 дней пути. Второй путь от Ниловой Пустыни через Шумакский перевал (высота около 2760 м), категории перевала 1А ( иногда можно встретить указание, что перевал бескатегорийный, но в большинстве источников он считается категории 1А), время в пути минимум 2 дня пути. Часто для подхода к перевалу и, в особенности для переноса вещей через перевал, нанимают лошадей.
Третий путь через Окинский район (есть такой район Окинский в республике Бурятия, кстати, его районным центром является пос. Орлик, конечный пункт автомобильной дороги Слюдянка-Кырен-Монды-Орлик), по этому пути идти тоже долго и тоже нанимают для подхода лошадей, а иногда и перевозят вещи на лошадях до Шумака. Надо сказать, что об этом третьем пути нам рассказывала экскурсовод,но рассказ остался не очень понятным.
Чаще всего ходят на источники из Ниловой Пустыни через Шумакский перевал туда и обратно, а иногда туда идут через Шумакский перевал из Ниловой Пустыни, а возвращаются через Аршанский перевал в Аршан. Дорога на Шумак и виды с Шумакского перевала сами по себе очень красивы. Для того, чтобы добраться до Шумака лошади не обязательны, многие идут весь путь от Ниловой пустыни пешком.
Иногда для облегчения пути нанимают лошадей. Добираться через любой перевал до Шумака, сидя в седле на лошади, дело опасное, лошади иногда падают. Поэтому на лошадей грузят поклажу, а сами идут через перевал пешком.
В Шумаке, говорят, много бывает бурятов на лошадях, буряты добираются до источников Шумака именно на лошадях, они не боятся и весь путь делают практически в седле.
Летают туда и на вертолёте, причём круглый год, как указано на упомянутом выше сайте Шумака, теперь это место стало природным охраняемым парком.