Самые активные пользователи |
|
Опрос |
|
Откуда вы? |
Дальний Восток |
|
6% |
[ 24 ] |
Москва |
|
7% |
[ 27 ] |
Поволжье |
|
3% |
[ 13 ] |
Северо-Запад |
|
5% |
[ 21 ] |
Сибирь |
|
57% |
[ 238 ] |
Урал |
|
8% |
[ 33 ] |
Юг |
|
3% |
[ 12 ] |
Другое |
|
11% |
[ 47 ] |
|
Всего проголосовало : 415 |
|
Партнеры |
|
|
|
Автор |
Сообщение |
ямбург
Старожил
Сообщения : 954
ранг : 2149
Репутация : 11
Дата регистрации : 2014-02-23
Возраст : 47
Откуда : Березовский
|
Тема: Клады. Сб Ноя 19, 2016 1:29 pm |
|
|
Всем привет ! вот попалась в руки интересная старинная книга С.М. Максимова" Нечистая неведомая сила " и пару страниц о кладах в далекие времена в России : КЛАДЫ
Безграничная в суеверных измышлениях и неудержимая в поисках чудесного, народная фантазия сумела изобрести особых духов, которые охраняют зарытые в земле сокровища и ценности, известные под именем кладов. В южных окраинах Великороссии этот дух зовется «кладовиком», а подручные его – «кладенцами», и только в Севскому, Орл. губ., главный дух, по недоразумению, носит имя Кудиара. На севере же его иногда попросту зовут «кладовым» и признают, что эти сторожа действуют всегда вдвоем: один из них – «лаюн», прозван так за то, что обращается в собачку-лайку, при первом покушении на похищение клада, другой – «щекотун», оберегающий клад в виде белобокой птицы сороки-щекотухи. В Белоруссии этот дух превратился в маленького бога – Копшу, которого просят указать место кладов и помочь их отрыть, а при удаче благодарят, оставляя в его пользу известную часть добычи. Уже по этому последнему признаку видно, насколько древен народный обычай зарывания кладов и насколько устойчива вера в их существование. Обычай этот создали тяжкие условия быта, в которых складывался исторический строй жизни русского земледельческого народа. Близкое соседство с кочевыми ордами диких племен, живших опустошительными и внезапными набегами, и желание оградить интересы потомков-наследников указало этот странный путь охранения имущества, нажитого тяжелым трудом. Со времени первых печенежских и половецких набегов, вплоть до татарских погромов, когда мирная жизнь земледельцев очутилась на краю гибели, русские люди неутомимо придумывали всевозможные меры самозащиты личной и охраны имущественной. Но в те трудные времена ни на кого нельзя было положиться,и потому люди доверяли свое имущество только матери сырой земле.
|
|
|
|
ямбург
Старожил
Сообщения : 954
ранг : 2149
Репутация : 11
Дата регистрации : 2014-02-23
Возраст : 47
Откуда : Березовский
|
Тема: Re: Клады. Сб Ноя 19, 2016 1:30 pm |
|
|
Этот обычай не утратил своего глубокого практического значения и в последующее время, когда в народную жизнь ворвались новые враждебные элементы, в сопровождении всяких внутренних неурядиц, в виде разбоев, казачества и крепостного права. Разнузданное своеволие, не знавшее меры и предела, и приученное к легкой наживе путем грабежа или собирания оброков, устремило всю свою алчность на чужие плоды трудовых сбережений и повергло народ в совершенную нищету, возможную только в дни истинного лихолетья. От этих насилий люди вынужены были бежать в неоглядную даль, искать новых земель, и там, запасаясь новыми сбережениями, покинуть старый обычай зарывания добра в землю. На прежних же местах, как напр., у исконных земледельцев – белорусов, и до нынешнего дня обмолоченный хлеб зарывается в ямы, и притом тем же способом, как и в те времена, когда войска Карла XII шли на соединение с Мазепой. (Известно, что шведские солдаты, выходя на поля перед солнечным восходом, разрывали ямы, наполненные рожью, узнавая эти места по отсутствию росы, которую высушивала скрытая теплота зарытого зерна.) У великороссов точно так же еще жива любимая святочная игра «хоронить золото и чисто серебро».
По всему громадному северу России, от финляндских до сибирских границ, и от Соловецкого монастыря до Троице-Сергиевской лавры, в народе живет память о тех грабительских временах, которые известны под общим именем «панщины». Это имя несомненно указывает на ту эпоху, когда шайки разноязычного и разноплеменного народа опустошали Русь в тяжелую годину междуцарствия. «Панами» для олонецких озерных местностей и беломорского поморья были и отряды шведских войск, и примешавшийся к ним всякий бездомный сброд, вроде того, который, отбиваясь от польских войск Лисовского и Сапеги, грабил народ от Волги до Сев. Двины и Пинеги включительно. Это
|
|
|
|
ямбург
Старожил
Сообщения : 954
ранг : 2149
Репутация : 11
Дата регистрации : 2014-02-23
Возраст : 47
Откуда : Березовский
|
Тема: Re: Клады. Сб Ноя 19, 2016 1:33 pm |
|
|
были небольшие горсти людей, умевшие нападать врасплох и беспощадно грабить мелкие и разобщенные селения лесных местностей, – шайки, подобные тем, которых в костромских лесах заморозил Сусанин, а олонецкая баба истребляла, обливая горячим овсяным киселем*. Атаманам этих разбойничьих шаек приписываются великие богатства, которые они, в случае полных неудач, спешили зарывать в землю. Вот образчик подобных преданий, записанный в Кадниковск. у., Волог. г., могущий служить прототипом однородных рассказов
|
|
|
|
ямбург
Старожил
Сообщения : 954
ранг : 2149
Репутация : 11
Дата регистрации : 2014-02-23
Возраст : 47
Откуда : Березовский
|
Тема: Re: Клады. Сб Ноя 19, 2016 1:40 pm |
|
|
«Выбрали себе паны притон в одном месте и стали из него наезжать и грабить, всего чаще по праздникам, когда народ расходился по церквам и на базары. Заберут паны что получше, а деревню зажгут. Этим они вывели народ из всякого терпения. И вот, согласились против них три волости и окружили притон так, что разбойникам некуда было деться. Стали они награбленное добро зарывать в землю в большой кадке, и неспроста, а с приговором, чтобы то добро никому не досталось. Атаман ударился о землю, сделался черным вороном и улетел. Товарищей же его всех захватили и «покоренили»**.
Разбои, принявшие, благодаря полному неустройству управления, обширные размеры, отчасти обязаны были своими чрезвычайными успехами еще тому, что народ не переставал видеть в руководителях шаек чародеев, спознавшихся с нечистою силою. В этом убеждены были не только все члены шайки, но и сами
___________________
* Замечательно, что память об этом событии сохранилась в Лодейном Поле под именем «Киселева дня», и целая группа деревень, имеющих общее название «Рокзы», чествует его в четверг Троицыной недели.
** Особый вид старинной казни разбойников, сохранившийся в преданиях Вологодского края. Он состоял в том, что у большого дерева обрубали с одной стороны корни, для чего немного поднимали его рычагами и накренивали, чтобы образовалась пустота и можно было в нее просунуть человека. Затем дерево опускали на свое место и таким образом «подкоренивали» под ним живых людей, как бы накрывая их колпаком.
___________________
|
|
|
|
ямбург
Старожил
Сообщения : 954
ранг : 2149
Репутация : 11
Дата регистрации : 2014-02-23
Возраст : 47
Откуда : Березовский
|
Тема: Re: Клады. Сб Ноя 19, 2016 1:45 pm |
|
|
Страсть к легкой наживе повсюду расплодила множество кладоискателей, которые до такой степени увлекаются идеей быстрого обогащения, что зачастую кончают однопредметным помешательством. Эти несчастные маньяки вызывают бесконечные насмешки и, сплошь и рядом, делаются жертвами обмана. За дорогую цену им продаются особые «записки кладов», к их услугам находятся руководители, заведомо приводящие на пустое место, заранее прославленное и искусно обставленное всеми признаками таинственного урочища и т. д. Вот несколько образчиков таких помешанных фанатиков.
Один из известных симбирских кладоискателей занес в свою «запись» о кладах следующий эпизод: «А вот нищий Василий Семеныч доподлинно взял поклажу в селе Красной Поляне, а научил его, как взять – заштатный дьякон: все больше молитвами отчитывал из требника Петра Могилы. За тем требником ездили мы три раза в Ливу (село Корсунского уезда), да дорого просят: сто рублей, да еще надул подлец-лубянишные глаза Евсейка, а денег обобрал много. На что был богат Филипп Чистяков – четыре расшивы* имел – да и те все прожил в клады. – Одначе, Бог поможет (заключает свою запись неисправимый фанатик-кладокопатель), весной возьмет малу толику. Есть у целовальника под горой книга «Немая строка»: по ней вызывать можно».
И умирая, не поживившись ни единым кладом, этот старик закончил свою запись следующим завещанием, напоминающим бред умалишенного:
|
|
|
|
prorab
Ветеран
Сообщения : 2519
ранг : 4821
Репутация : 82
Дата регистрации : 2011-02-25
Возраст : 45
Откуда : Томск
|
Тема: Re: Клады. Сб Ноя 19, 2016 2:52 pm |
|
|
Есть у целовальника под горой книга «Немая строка»: по ней вызывать можно».
И умирая, не поживившись ни единым кладом, этот старик закончил свою запись следующим завещанием, напоминающим бред умалишенного:
Что то мне это напоминает...Или кого то.....
|
|
|
|
Спонсируемый контент
|
Тема: Re: Клады. Сегодня в 5:35 pm |
|
|
|
|
|
|
|
Страница 1 из 1 |
|
Права доступа к этому форуму: |
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
|
|
|
|