Тайна могилы Чингисхана
Забайкальские легенды
Наибольшее распространение в России получила именно ононская версия, связанная, прежде всего, с местом рождения Чингисхана.
В газете "Забайкальский рабочий" за 1925 год (18 января), в котором местный автор Н. Тюменцев привел одну из легенд. Его рассказ так и назывался "Клад". Говорилось в нем о том, как таежник-приискатель Каюк с сотоварищами отправился на поиски могилы великого хана.
"Мунголы там жили - князья, знамо, богатые люди были - позолота, да кака позолота - настоящее золото везде было - струмент, посуденка, топоры-то и те из золота были… а вот уж гроб-то это уж прямо беда - добратца бы до иво - ручку бы отвернуть - нам и хватит. О камнях и не говори - говорят, зияли. Вот бы добратца - хватанул бы я и конец - пожил бы и долой. Главно - доказал бы этим, которы сумлеваются", - так думал герой рассказа.
Их попытка окончилась неудачей
"- Ни заразы нету - ханом тут твоим не пахнет - здря это дело… Мечта", - бросил под конец вечера Пронча.
- Ханом? Де же сразу. Искать надо.
- А место ты не промахнул?
- Не… тут где-то - по рассказам… Пороем… да и можно на другое место"…
Через некоторое время товарищи бросили упорного инициатора поисков. Конец рассказа грустен и поучителен: "Каюк искал клад - гробницу хана…В округах ходила легенда о кладе…И уж после донеслось, - повесился Каюк на сосне… В округах все ходила легенда о кладе". Прошли годы, но интерес к этой теме не исчез.
Вот какую историю, произошедшую в 60-е годы, поведал читинский археолог М. Рижский:
"Совершенно непонятный для меня случай произошел летом 1961 года. Приходит ко мне некий гражданин К. и сразу заявляет, что он, ни мало, ни много, нашел могилу Чингисхана. Признаться, только услышав это, я сразу потерял интерес к нему и к его рассказу".
Почему? Самое интересное, что в качестве основного аргумента археолог привел почти чеховскую фразу: "Потому что это было совершенно невероятно". Опять же - почему? Сработал своего рода стереотип. "Легенд о Чингисхане по Забайкалью ходит множество, - объяснял свое неприятие автор книги. - Это можно понять - как-никак здесь была его родина. А особенно распространены легенды о смерти и погребении завоевателя. По крайней мере, в двух десятках мест Читинской области и Бурятии показывают пункты, где будто бы находится могила Чингисхана: обычно это какое-нибудь глухое ущелье или пещера, или одинокая роща посреди степи".
И никто, добавлю от себя, никто не собрал все эти легенды. Вновь возникает прежний вопрос: почему? Как часто мы пренебрежительно отмахиваемся от "ненужной" информации…
"Однако он, не смущаясь моим довольно выраженным недоверием, продолжал рассказывать, будто осенью прошлого года, охотясь на уток, он нашел в одном месте два обрывка толстой цепи, которые уходили под углом в землю. А так как он, К., еще в детстве слышал предание, что Чингисхана был похоронен в золотой лодке, зарытой в землю на железных цепях, то он считает, что эти-то цепи он и нашел. А где-то под землей на этих цепях должна быть и золотая лодка".
Вот тут бы расспросить поподробнее, попросить показать на карте хотя бы примерно это место, а нет…
"Я, с оттенком все же сомнения, - вспоминал дальше ученый, - конечно, понимал, что золотая лодка - это очередная небылица, отзвук древней легенды. В рассказе К. меня смущало другое, - что это могли быть за цепи?
После разговора я больше его не видел. Но позже узнал, что этим дело отнюдь не окончилось. К., оказывается, написал письмо в Академию наук, и одному из археологов, приехавших на раскопки в Читинскую область, было поручено проверить это сообщение. Как мне позже рассказывал этот археолог (интересно, кто это был?), они на автомашине проехали вместе с К. до 300 километров на юго-восток от Читы. Там К. водил археолога целый день по топям и болотам, измучился сам, измучил своего спутника и… никаких цепей не нашел. К. в отчаянии повторял, что запутался, забыл место, но он обязательно найдет эти цепи… Так я до сих пор, - заканчивает свой рассказ автор, - и не знаю, что подумать обо всей этой странной истории".
Если же прикинуть эти 300 километров на юго-восток, то мы "упремся" в "треугольник" Ононского и Оловяннинского районов и Агинского округа, то есть те самые места, где прошло детство Темучжина, и где и родилось наибольшее количество легенд, которые все далеко не беспочвенны.
Ононский след
Сообщение о предполагаемой экспедиции М. Кравитца в середине 90-х годов вызвало несколько откликов и в газете "Забайкальский рабочий". Первым высказался на этот счет известный забайкальский краевед А. Сизиков, рассказавший довольно забавную историю, произошедшую с ним 30 с лишним лет назад, когда он, молодой тогда начальник Кайнозойской тематической партии, побывал в Ононском районе.
"На окраине Кухубая (небольшое село на берегу реки Онон - авт.)… ко мне, - вспомнил он, - подошел бодрый старик и уверенно сказал: "Не тут ищете! Он на дне".
- Кто он? - спросил я.
- Как, то есть, кто? Вы ищите могилу Чингисхана?"
Из дальнейшего разговора стало ясно, что старожил (не забудем, что русские появились здесь вообще в ХVII веке, а с бурятскими родами и их связью с Монголией и Забайкальем вообще отдельная история --авт.) был уверен, что великий завоеватель покоится на дне Онона и именно недалеко от Кубухая. А. Сизиков проникся этой уверенностью и даже поведал о своей "интригующей находке" - куске кожи, которая к нашей истории скорей всего не имеет никакого отношения. "Итак, - сделал краевед свой вывод, - Кубухай, возможно, откроет тайну захоронения Чингисхана. Ведь не случайно же у приононских казаков "жила" легенда!"
Вот с последней мыслью можно вполне согласиться. Что-то во всей этой истории все же есть. Что-то от аборигенов первые русские "землепроходцы" услышали и запомнили, со временем, правда, обработав "испорченным телефоном". То, что Кубухай какую-то легенду и хранит вполне вероятно, хотя не обязательно это связано с Чингисханом…
"Заведенный" сообщением о предполагаемой экспедиции американца и воспоминаниями краеведа читинский писатель Юрий Курц в том же "Забайкальском рабочем" в ноябре 1994 года опубликовал целое историографическое исследование на тему "Где могила Чингисхана?". Кстати, его интерес к этой теме появился тоже не вчера. Несколько десятилетий назад, молодой журналист колесил по Забайкалью и впервые услышал о легенде. "И началось тоже, - вспоминал он, - со встреч в одной из журналистских командировок с бурятскими стариками и знакомства с устной легендой о погребении Чингисхана.
Уже тогда муссировалась мысль, что местом последнего успокоения "Великого Монгола" стало дно реки Онон. Находились чудаки, готовые указать створ в сотню метров, в котором находится могила, "только отведя реку чуть в сторону". Не отвергая "ононскую", как, впрочем, и ряд других гипотез, Юрий Францевич высказывает свою версию захоронения Чингисхана, связанную не с местом и не с формой захоронения, сколько с содержанием. Но об этом чуть позже. Пока же хочется подчеркнуть, что кроме источников, названных Мишелем Хоангом, имеется еще один достаточно важный - народная память, устная информация, передававшаяся из поколения в поколение простыми людьми, в данном случае жителями Забайкалья.
Поиски агинчан
В Агинском Бурятском автономном округе живет человек, по праву именуемый "Летописцем степной Аги", много лет бывший директором окружного краеведческого музея, Жигжитжаб Доржиевич Доржиев.
Он рассказал о некоторых итогах своей поисковой деятельности, а поисками следов могилы Чингисхана он занимается уже давно. Так, летом 1990 года Ж. Д. Доржиев вместе с местным журналистом Ц. Г. Гонгоровым провели специальную изыскательскую экспедицию на реке Онон, в том числе и на легендарном острове Делюн-Болдог, что примыкает к левому берегу реки. "При обследовании нами местности вблизи сел Цасучей, Икарал, - рассказывал Ж. Д. Доржиев, - мы обнаружили и места, соответствующие тем описаниям, что приводятся в записях французского ученого К. Д, Оссона, на которые обычно ссылаются многие исследователи".
"Легенда, оставшаяся в наследство от тех, кто жил много лет назад в этих местах, - напомнил агинский историк, - гласит, что Чингисхан свое кладбище избрал там, где он родился, стало быть, на островке Делюн-Болдок. Бытует в народе и версия о том, что на берегах Онона находились его покои. Кроме того, у бурят, хамниганов, тунгусов Приононья хранится легенда о том, что Чингисхан якобы завещал похоронить его на одном из островов именно этой реки".
Так что, скорей всего, убежден Жигжитжаб Доржиевич, могила Чингисхана находится на дне реки Онон, которая за прошедшие столетия многократно меняла свое русло.
Ж. Д. Доржиев и Ц. Г. Гонгоров, начав свои изыскания в 1990 году, продолжали их на протяжении ряда лет, ведя сбор информации, которая бережно сохраняется местными жителями. Более того, они установили памятные знаки и столбы с надписями о том, что те или иные места являются возможными захоронениями Чингисхана и его свиты. Кто знает, может быть, эти знаки сами по себе положат начало новым легендам и версиям.
Даже если в Ононе, точнее, на его дне, и не укрыта могила именно Чингисхана, какая-то тайна там все равно имеется. И, возможно, ее бережно стерегут потомки того самого "Урянхай тумэна", десятитысячного корпуса воинов, которым была поручена охрана места тайного захоронения, в силу чего племя урянхит было освобождено от военной службы, но и судьба самого племени и история охраны им заветной могилы тоже до сегодняшнего дня - нераскрытая тайна.
Тайна, хранимая… хамниганами?
Но, как заметил еще один исследователь проблемы, связанной с точным определением места рождения Чингисхана, Дашинима Дамдинов, "агинские буряты, пришедшие в агинскую степь не так давно, в начале ХIХ века, и тем более русские исследователи не получили точных сведений и путают то священное место с другим". Результатами своего поиска он поделился в статье "Где родился великий Чингисхан?", которая 25 ноября 1995 года была напечатана в газете "Бурятия", а 21 марта 1996 года - в газете "Забайкальский рабочий".
Он пошел достаточно интересным путем, обратив внимание, прежде всего на то, что "географические названия бассейна реки Онон в большинстве своем древние и поэтому являются своего рода историческими памятниками, хотя их первоначальное звучание несколько изменилось, приблизившись к звучанию слов живых монгольских языков и диалектов". Это, по мнению исследователя, помогает "установить границы былой общности этнических групп, которая позднее разрушилась".
"В среднем течении реки Онон, - описывает он предполагаемое место рождение Чингисхана, - напротив центра Ононского района - села Нижний Цасучей, между двумя рукавами р. Онон расположен самый большой остров реки Экэ арал (букв. "мать-остров"), в местном русском произношении - Икарал, с таким же названием и русская деревня. Размеры острова (длина почти 20 км и ширина около 10 км) послужили основанием для присвоения острову названия Экэ арал, и на нем же находится урочище Дэлюн-Болдок". Однако, как заметил Д. Дамдинов, несмотря на то, что "русские (дореволюционные и советские) и монгольские исследователи интересуются этим местом с давних пор, оно точно не определено до сих пор".
- Почему? - спросит читатель. "Потому что коренные жители бассейна реки Онон - ононские хамниганы - никому точно не показали то место", - ответил автор, сам являющийся по национальности хамниганом.
В связи с этим определенный интерес представляет версия читинского археолога и журналиста Валерия Немерова. "Чингисхан на склоне лет возил с собой гроб, выдолбленный из цельного дубового кряжа, выложенный внутри золотом. Когда он скончался, его уложили в гроб сыновья. Руки Великого кагана сжимали рукоять отточенного меча. По обе стороны гроба были положены лук со стрелами, нож, огниво и золотая чаша для питья, - писал он, придерживаясь версии о том, что это захоронение должно быть достаточно богатым. - Чингисхан завещал похоронить его на родине, возле местечка Делюн на реке Онон. Завернув гроб Потрясателя Вселенной в войлок и положив на двухколесную повозку, запряженную двенадцатью быками, монголы направились в Коренную орду… По завещанию Чингисхана, рабов заставили углубить протоку Онона и перекрыть основное русло реки. Работы велись день и ночь. Множество рабов утонуло и было истреблено охранниками. Когда вода ушла от подножья скалы, рабы углубили подводную пещеру до огромного зала. В пещеру уложили гроб с Чингисханом и несметные сокровища со всех захваченных монголами земель". Затем реку вернули на прежнее место. Где здесь историческая правда, а где художественный вымысел точно знает только автор и, возможно, кто-нибудь из… хамниган Приононья.
На этом можно было бы и завершить этот рассказ, но есть еще одна проблема, обойти молчанием которую нельзя.
Не тревожьте этот прах
"Открытие в 1974 году гигантской армии из терракоты в могильнике (еще не до конца раскопанном) китайского императора Ши Хуанди (221-206 год до Рождества Христова), за которым последовала в 1987 году эксгумация новой армии бронзовых солдат в китайской провинции Сычуань (1000 год до Рождества Христова) дает основания верить, - писал Мишел Хоанг, - что дальневосточная археология добьется больших успехов в изучении исчезнувших цивилизаций. Может быть, обнаружат также и захоронение Чингисхана?"
А стоит ли вообще искать эту могилу?
Вне всякого сомнения, это захоронение представляет огромную научную ценность, но не это привлекло и привлекает большинство из числа тех, кто пытался разыскивать это "Клад". Золото! Огромное количество золота! Несметное количество золота! Богатство!
А есть ли оно? - вот ведь в чем вопрос.
"Лет пятнадцать назад, - вспоминал в своей статье "Где могила Чингисхана?" ("Забайкальский рабочий", 18.11.94) Юрий Курц, - я встречал информацию о поисках могилы Чингисхана одним немецким ученым (к сожалению, фамилию не помню) с помощью таких (то есть улавливающих большое скопление золота - авт.) приборов методом наземной и аэрокосмической разведки. Он затратил на это не один год, но так ничего и не обнаружил. Мне, - делится Юрий Францевич, - ближе к сердцу версия… о традиционно скромном погребении Чингисхана без несметных сокровищ". А если нет "золота", то пропадает и "маячок".
"Если кто и знает место погребения, - заканчивает свою статью Ю. Курц, - то только сам Господь Бог. Но он что-то не очень торопится указать путь блаженным изыскателям, небезосновательно усматривая в порыве каждого не только интересы первооткрывателя".
Не ведая того, Ю. Курц лишь повторил выводы, к которым пришел в эмиграции доктор Эренжен Хара-Даван, издавший в 1929 году в Белграде книгу "Чингис-хан как полководец и его наследие". "На горе Бурхан-Халдан оно покоится до наших дней, - писал он о теле Чингисхана, - попытки европейских путешественников найти место последнего успокоения величайшего завоевателя всех веков и народов успехом не увенчались, так как не было поставлено никаких надгробных знаков, чтобы кладбище не подверглось разграблению. Место это заросло густым лесом… Умер он в походной обстановке так же просто, как и прожил всю жизнь. Глава обширнейшего из государств мира, занимавшего 4/5 Старого Света, властелин около 500 миллионов душ, а, следовательно, по понятиям своего века, обладатель несметных богатств, он до конца дней своих чуждался роскоши и излишеств". Вывод о том, что может быть, а, точнее, чего не может быть в его могиле, по мысли этого автора, настолько очевиден, что он о нем даже и не пишет.
От себя добавлю, что, видимо, у него, то есть у Бога, на это есть свои основания.
"Предположительно, - написал в своей книге "Тайна Чингисхана" Шираб-Нимбу Цыденжапов, - что оскорбление духа великого сына своего времени может навлечь беду на целые народы. Таким образом, следовало бы прекратить всякие акции, которые могут потревожить могущественный дух предводителя общемонгольского государства".
Такое же мнение высказали и монгольский ясновидец Ч. Дашцэрэн, и журналист Ч. Гомбоин, считающие, что тайна могилы Чингисхана должна быть священной. Думается, что с этой точки зрения, если уж и не соглашаться безоговорочно, то уж и игнорировать ее, конечно же, нельзя. Тогда же, в 1991 г., руководитель той объединенной экспедиции профессор Бадам Хатан, кстати, учившийся в Московском университете у знаменитого антрополога М. Герасимова, заявил: "У всех у нас единое мнение - не вскрывать могилу, если не будет согласия монгольского народа. Наше намерение - сохранить ее".
Тем более что один "пример" такого рода вроде бы и имеется.
Так, еще один известный восточный завоеватель Тамерлан однажды произнес магическое заклятие: "Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или будущей, навлечет на себя неминуемую гибель и позор".
По личному распоряжению другого деспота, а именно И. Сталина, группа ученых обследовала усыпальницу грозного властителя и тем самым нарушила его заветные слова. И что же?
А то, что это вскрытие произошло в 5 часов утра 22 июня 1941 года…
На этом пока ставим точку в истории "Тайны захоронения Великого забайкальца Чингисхана", точнее не точку, а многоточие, ибо, думается, что благодаря новым данным, к этой теме исследователи еще не раз будут возвращаться.
А память о великом воителе и государственном строителе продолжает жить, одних устрашая, других восхищая.
Александр Баринов. Политическая история. Тайны в истории Забайкалья
_________________
Истина в земле.